Инструкции в JavaScript и их отличие от выражений

Инструкции в JavaScript и их отличие от выражений
Содержание:
  1. Программа на JavaScript
  2. Инструкции
  3. Ключевые слова и идентификаторы
  4. Комментарии
  5. Рекомендации по именованию переменных, функций и классов
  6. Комментарии

В этой статье мы изучим что такое инструкции и чем они отличаются от выражений. Кроме этого разберём как создавать однострочные и многострочные комментарии в JavaScript.

Программа на JavaScript

Программы на JavaScript состоят из инструкций. Одна инструкция может располагаться из нескольких строчках.

// инструкция if
if (true) {
  console.log('Привет, мир!');
}

Кроме этого на одной строчке может находиться несколько инструкций, если они разделены друг от друга точкой с запятой:

let a = 5; let b = 6; let c = a + b;

В HTML, JavaScript программы выполняются веб-браузером.

JavaScript инструкции состоят из: значений, выражений, ключевых слов и комментариев.

Например, эта инструкция говорит браузеру установить в качестве содержимого страницы <h1>Привет, мир!</h1>:

document.body.innerHTML = '<h1>Привет, мир!</h1>';

Так что же такое инструкция и чем она отличается от выражения?

Инструкции

В JavaScript есть выражения (на английском expressions). Выражение как уже мы отмечали раньше – это всегда то, что возвращает значение.

Например, выражением является операция присвоения переменной значения:

num = 77

Инструкция (на английском statement) в отличие от выражения – это всегда то, что выполняет определённые действия.

Примеры инструкций:

// создание переменных
let x;
const obj = { y: 5 };
// условная инструкция if
if (x === obj.y) {
  console.log('x равно obj.y');
}
// цикл
for (let i = 0; i < 3; i++) {
  console.log('значение i: ' + i);
}

Здесь 4 инструкции, каждая из которых выполняет определённые действия:

  • let x; – это инструкция, которая выполняет определённые действия; в данном случае создаёт переменную с помощью ключевого слова let;
  • const obj = { y: 5 }; – это инструкция, в которой мы создаём переменную obj с помощью ключевого слова const и присваиваем ей объект, содержащий одно свойство;
  • if – это инструкция, которая выполняет действия в фигурных скобках, если условие, указанное в круглых скобках истинно;
  • for – это инструкция, которая выполняет код в фигурных скобках много раз, в данном случае 3 раза.

Инструкции в JavaScript следует завершать точкой с запятой. Поэтому здесь после первой и второй инструкции поставлены точки с запятой. Блоки кода в условных конструкциях и циклах, которые заканчиваются фигурной скобкой не требуют после себя точку с запятой.

Кроме этого, инструкции также желательно размещать на разных строках.

Наличие точки запятой в конце позволяет очень просто отличить инструкцию от выражения. Исключением здесь является то, что точка с запятой не требуется после закрывающей фигурной скобки.

Но точку с запятой можно опускать в JavaScript, если указывать инструкции на разных строчках. То есть код, приведенный выше можно переписать так:

let x
const obj = { y: 5 }
if (x === obj.y) {
  console.log('x равно obj.y')
}
for (let i = 0; i < 3; i++) {
  console.log('значение i: ' + i)
}

Обратите внимание, что внутри блоках кода if и for тоже указаны инструкции. Но эти инструкции являются выражениями, так как они возвращают значения. То есть выражение в JavaScript может быть инструкцией, но инструкция выражением нет.

Например, строка – это выражение. Но посредством добавления к ней точки с запятой, мы её конвертируем в инструкцию:

'моя строка';
'use strict';

Первая инструкция не имеет какого-то определённого смысла, интерпретатор её просто выполняет. Следующая инструкция 'use strict' включает строгий режим в JavaScript.

Пример выражения, конвертированного в инструкцию:

let a = 7;
let b = 11;
let c;
c = a + b;

В этом примере на 4 строчке выражение c = a + b будет являться инструкцией, так как мы к нему добавили точку с запятой. Но если бы мы даже этого не сделали, то это выражение не перестало быть инструкцией. Так как это выражение располагается на отдельной строчке. А как мы знаем, в этом случае точку с запятой можно опускать. Но при этом это выражение не перестало возвращать значение, так как выражение всегда возвращает значение. Но также оно является инструкцией, и это означает, что это выражение выполнится отдельно от других.

Ключевые слова и идентификаторы

Ключевые слова – это зарезервированные слова, которые являются частью синтаксиса языка программирования. Например:

const a = 'hello';

В этом примере используется ключевое слово const. С помощью него мы можем создавать переменные в JavaScript.

Ключевые слова нельзя использовать для обозначения идентификаторов.

В JavaScript очень много ключевых слов. Вот некоторые из них: await, break, catch, class, const, continue, else, export, extends, for, function, if, let, return, static, this, throw, try, while.

Идентификатор – это имя, которые мы можем дать переменной, функции, классу и так далее. Составлять имя мы можем из букв, цифр, нижнего подчеркивания и знака доллара.

При этом идентификатор не может начинаться с цифры, а также в качестве него нельзя использовать ключевые слова. Кроме этого, JavaScript чувствителен к регистру.

const a = 5;
const A = 7;
console.log(a); // 5
console.log(A); // 7

Комментарии

Комментарии JavaScript – это подсказки, которые программист может добавить, чтобы облегчить чтение и понимание своего кода. Они полностью игнорируются движками JavaScript.

Есть два способа добавить комментарии к коду:

  • // – однострочные комментарии;
  • /* */ – многострочные комментарии;

Однострочные комментарии

В JavaScript любая строка, начинающаяся с //, является однострочным комментарием. Например:

name = 'Bob';

// выведем сообщение в консоль
console.log(`Привет, ${name}`);

Здесь // выведем сообщение в консоль является комментарием.

Однострочный комментарий можно использовать ещё так:

name = 'Bob';

console.log(`Привет, ${name}`); // выведем сообщение в консоль

Многострочные комментарии

В Javascript любой текст между /* и */ является многострочным комментарием. Например:

/* Этот комментарий
  расположен на нескольких строчках */

Использование комментариев для отладки

Комментарии также очень часть используют для отключения кода при отладке. Например, если нам не нужно выполнять какую-то инструкцию, то мы можем её просто закомментировать:

myFn1();
// myFn2();
myFn3();

Это может очень ценным при отладке, потому что вместо удаления некоторого кода мы можем его просто закомментировать.

Рекомендации по именованию переменных, функций и классов

Основные рекомендации:

  • имя, состоящее из одного слова, следует писать строчными буквами; например: article;
  • имя, состоящее из нескольких слов, следует писать слитно строчными буквами, кроме букв на стыке слов, их необходимо писать прописными; например: articleTitle;
  • при составлении имени, количество слов в нём не должно быть больше 3; например: articleDatePublishedon;
  • переменные не хранящие функции и свойства объектов, не являющиеся методами должны быть существительными;например: textComment;
  • массивы и коллекции значений следует задавать существительными во множественном числе; например: lastComments);
  • именовать функции и методы объектов необходимо глаголами; например: getLastArticles);
  • именование классов необходимо начинать с прописной буквы; например: Comments.

Комментарии: 2

Sergii
Sergii
Спасибо за труд!
Аноним
Аноним
Все так легко и просто объяснимо! Спасибо большое!