Браузерные события и примеры их использования в JavaScript
На этом уроке мы рассмотрим основные виды событий, которые Вы можете перехватывать с помощью JavaScript для выполнения некоторого кода.
Категории событий
Все события JavaScript можно разделить на следующие категории: события мыши (Mouse Events), события клавиатуры (Keyboard Events), события объектов и фреймов (Frame/Object Events), события формы и элементов управления (Form Events), события перетаскивания (Drag Events), события анимации (Animation Events), события буфера обмена (Clipboard Events), события мультимедиа (Media Events), события трансформации (Transition Events), события, посылаемые сервером (Server-Sent Events), события касания (Touch Events), события печати (Print Events), разные события (Misc Events).
События мыши
mousedown
– при нажатии кнопки мыши;mouseup
– при отпускании кнопки мыши;click
– при клике (порядок возникновения событий приclick
:mousedown
->mouseup
->click
);dblclick
– при двойном клике (порядок возникновения событий приdblclick
:mousedown
->mouseup
->click
->mousedown
->mouseup
->click
->dblclick
);mousemove
– при перемещении курсора мыши;mouseover
– при вхождении курсора мыши в область, принадлежащей целевому элементу и других элементов, вложенных в него;mouseenter
– при вхождении указателя мыши в целевой элемент (в отличие отmouseover
происходит только один раз при вхождении курсора в целевой элемент; при дальнейшем движении курсора и его вхождении в другие элементы (находящихся в целевом) – оно больше не возникает);mouseout
– при уходе курсора с целевого элемента и других элементов, вложенных в него;mouseleave
– при покидании границ целевого элемента (в отличие отmouseout
не возникает при покидании курсора элементов вложенных в целевой);contextmenu
– при открытии контекстного меню.
События при CSS переходе
transitionrun
– возникает при создании CSS перехода (т.е. когда он добавляется к набору запущенных переходов, но не обязательно он начался);transitionstart
– происходит, когда CSS переход начинает выполняться;transitioncancel
– возникает, если CSS переход был отменен;transitionend
– происходит при завершении CSS перехода.
Пример:
<style> #box { position: absolute; top: 15px; left: 15px; width: 100px; height: 100px; background-color: #03a9f4; } .transform { transform: translateX(300px); transition: transform 1s ease-in-out; } </style> <script> document.addEventListener('DOMContentLoaded', () => { document.addEventListener('click', (e) => { const $target = e.target; if ($target.matches('#start')) { e.preventDefault(); $box.classList.add('transform'); } else if ($target.matches('#cancel')) { e.preventDefault(); $box.classList.remove('transform'); } }); const $box = document.querySelector('#box'); $box.addEventListener('transitionrun', () => { console.log('transitionrun'); }); $box.addEventListener('transitionstart', () => { console.log('transitionstart'); }); $box.addEventListener('transitioncancel', () => { console.log('transitioncancel'); }); $box.addEventListener('transitionend', () => { console.log('transitionend'); }); }); </script> <div id="box"></div> <a href="#" id="start">Start</a> <a href="#" id="cancel">Cancel</a>
События при CSS анимации
animationstart
– происходит, когда CSS анимация начинается;animationiteration
– возникает, когда заканчивается одна итерация CSS анимации и начинается другая;animationend
– происходит при окончании CSS анимации.
События клавиатуры
Порядок возникновения событий: keydown
-> keypress
-> keyup
.
- keydown - событие происходит, когда нажата клавиша на клавиатуре над элементом, но ещё не отпущена.
- keyup - событие происходит, когда нажатая клавиша на клавиатуре над элементом перешла в состояние отпущено.
- keypress - событие происходит, когда пользователь нажал клавишу на клавиатуре над элементом.
События объектов и фреймов
- beforeunload - событие происходит, перед тем как документ будет выгружен. Это событие позволяет отображать дополнительное сообщение в диалоговом окне подтверждения "Вы действительно хотите покинуть эту страницу?". Стандартное сообщение, которое появляется при закрытии документа, может отличаться в разных браузерах. Но его Вы не можете изменить или удалить, Вы можете только с помощью этого метода добавить к нему собственное сообщение, которое будет отображаться вместе с сообщением по умолчанию.
- error - событие срабатывает при возникновении ошибки, которая происходит при загрузке внешнего файла (например, документа или изображения).
- hashchange - событие происходит при изменении якорной части (начинается с символа '#') текущего URL.
- load - событие происходит, когда загрузка объекта завершена. Событие
load
наиболее часто используется для элементаbody
, чтобы выполнить сценарий сразу же после того как веб-страница полностью загрузится. - unload - событие происходит при выгрузке страницы (например, при закрытии вкладки (окна) браузера).
- pageshow - событие происходит, когда пользователь переходит на веб-страницу, т.е. после того как страница становится доступна пользователю. Событие
pageshow
похоже на событиеload
, за исключением того, что оно срабатывает каждый раз при загрузке страницы, даже если она загружается из кэша. При первой загрузке страницы событиеpageshow
срабатывает сразу после событияload
. - pagehide - событие происходит, когда пользователь уходит со страницы (событие
pagehide
происходит до событияunload
). Кроме этого данное событие, в отличие от событияunload
не препятствует кэшированию страницы. - resize - событие происходит при изменении размеров окна браузера.
- scroll - событие происходит, когда вы прокручиваете содержимое элемента, имеющего полосу прокрутки.
События формы и элементов управления
- focus - событие происходит, когда элемент получает фокус. Данное событие не всплывает.
- blur - событие происходит, когда объект теряет фокус. Данное событие не всплывает.
- focusin - событие происходит, когда элемент получает фокус. Событие
focusin
подобно событиюfocus
, но отличается от него тем, что оно всплывает. Поэтому его можно использовать, когда Вам необходимо выяснить, кто теряет фокус: элемент или его ребёнок? - focusout - событие происходит, когда элемент собирается потерять фокус. Событие
focusout
подобно событиюblur
, но отличается от него тем, что оно всплывает. Поэтому его можно использовать, когда Вам необходимо выяснить, кто теряет фокус: элемент или его ребёнок? - change - событие происходит при изменении значения элемента, но уже после того как элемент потерял фокус. Кроме события
change
в JavaScript есть также похожее событиеinput
, которое отличается от событияchange
тем, что происходит сразу же после изменения значения элемента. Событиесhange
в отличие от событияinput
также работает с элементамиkeygen
иselect
. Для радиокнопок (radiobuttons
) и флажков (checkboxes
) событиеchange
происходит при изменении состояния этих элементов. - input - событие происходит после того как изменяется значение элемента
input
или элементаtextarea
. - invalid - событие происходит, когда элемент
input
, данные которого необходимо отправить вместе с другими данными формы на сервер, содержит недопустимые данные. - reset - событие происходит перед очисткой формы, которая осуществляется элементом
input
сtype="reset"
. - search - событие возникает после того как пользователь нажимает на клавишу Enter или нажимает кнопку "
x
" (отмена) в элементеinput
сtype="search"
. - select - событие происходит после того как Вы выбрали некоторый текст в элементе. Событие
select
в основном используется для элементаinput
сtype="text"
илиtextarea
. - submit - событие происходит перед отправкой формы на сервер.
События перетаскивания
События, связанные с перетаскиваемым объектом (draggable target, исходный объект):
- dragstart – событие происходит, когда пользователь начал перетаскивать элемент;
- drag – событие происходит, когда пользователь перетаскивает элемент;
- dragend – событие происходит, когда пользователь закончил перетаскивания элемента, т.е. когда отпустил курсор мыши.
События, связанные с объектом (drop target), который принимает перетаскиваемый объект (draggable target):
- dragenter – событие происходит, когда перетаскиваемый объект (draggable target) вошёл в область элемента (drop target), который может принять перетаскиваемый объект (draggable target).
- ragleave – событие происходит, когда перетаскиваемый объект (draggable target) покидает пределы элемента (drop target), который может его принять.
- dragover - событие происходит, когда перетаскиваемый объект (draggable target) перемещается в области элемента (drop target), который может его принять.
- drop - событие происходит, когда пользователь отпускает перетаскиваемый объект (draggable target) в область элемента (drop target), который может его принять.
События буфера обмена
- сopy - событие происходит, когда пользователь копирует содержимое элемента. Событие
copy
также происходит, когда пользователь копирует элемент (например, изображения, созданные с помощью элементаimg
). Событиеcopy
используется в основном для элементовinput
сtype="text"
. - сut - событие происходит, когда пользователь вырезает содержимое элемента.
- paste - событие происходит, когда пользователь вставляет некоторое содержимое в элемент.
События печати
- afterprint - событие происходит, когда страница начинает печататься (т.е. после нажатия кнопки "Печать" в диалоговом окне) или если диалоговое окно "Печать" было закрыто.
- beforeprint - событие возникает перед печатью страницы, т.е. до открытия диалогового окна "Печать".
События, посылаемые сервером
- error - событие возникает при возникновении ошибки с источником события. Ошибка обычно возникает, когда связь нарушается. Если это произойдет, то объект
EventSource
будет автоматически пытаться подключиться к серверу. - open - событие возникает, когда соединение с источником события открыто.
- message - событие возникает, когда сообщение получено через источник события.
Объектevent
событияmessage
поддерживает следующие свойства:data
- содержит сообщение.origin
- URL документа, который вызвал событие.lastEventId
- идентификатор (id
) последнего полученного сообщения.
События мультимедиа
В процессе загрузки аудио/видео события происходят в следующем порядке: loadstart
-> durationchange
-> loadedmetadata
-> loadeddata
-> progress
-> canplay
-> canplaythrough
.
- abort - событие возникает, когда прерывается загрузка аудио/видео. Это событие возникает именно когда загрузка медиа данных была прервана (отменена), а не, потому что возникла ошибка.
- error - событие возникает, когда произошла ошибка при загрузке аудио/видео.
- stalled - событие возникает, когда браузер пытается получить медиа данные, но данные недоступны.
- suspend - событие возникает, когда браузер не может получить медиа данные, т.е. загрузка медиа останавливается по какой-то причине.
- loadstart - событие происходит, когда браузер начинает искать указанное аудио/видео, т.е. когда начинается процесс загрузки.
- durationchange - событие возникает, когда изменяется длительность аудио/видео. Если аудио/видео загружается, то длительность будет меняться от значения "NaN" до фактической длительности аудио/видео.
- loadedmetadata - событие возникает, когда метаданные для указанного аудио/видео загружены. Метаданные аудио/видео состоят из: длительности, размера (только видео) и текстовой дорожки.
- loadeddata - событие возникает, после того как первый кадр медиа загрузился.
- progress - событие происходит, когда браузер загружает указанное аудио/видео.
- canplay - событие возникает, когда браузер может начать воспроизведение указанного аудио/видео (т.е. когда буферизация потока аудио/видео достаточна для того чтобы браузер мог начать его воспроизводить).
- canplaythrough - событие возникает в тот момент времени, когда браузер может проигрывать указанное медиа без остановки на буферизацию.
- ended - событие происходит, когда воспроизведение аудио/видео завершилось (достигло конца). Это событие может использоваться для вывода сообщений типа "Спасибо за внимание", "Спасибо за просмотр" и др.
- pause - событие происходит, когда воспроизведение аудио/видео приостановлено пользователем или с помощью кода (программно).
- play - событие происходит, когда начинается воспроизведение аудио/видео. Оно также происходит, когда аудио/видео было снято с паузы и начинает воспроизводиться.
- playing - событие происходит, когда аудио/видео воспроизводится после того как оно было поставлено на паузу или остановилось для буферизации.
- ratechange - событие происходит, когда изменяется скорость воспроизведения аудио/видео.
- seeking - событие происходит, когда пользователь начинает перемещение ползунка (переход) к новой временной позиции проигрываемого аудио/видео.
- seeked - событие происходит, когда пользователь закончил перемещение ползунка (переход) в новую временную позицию проигрываемого аудио/видео. Событие
seeked
противоположно событиюseeking
. Для того чтобы получить текущую позицию воспроизведения, используйте свойствоcurrentTime
объектаAudio
/Video
. - timeupdate - событие происходит при изменении временной позиции воспроизводимого аудио/видео.
Это событие происходит:- при воспроизведении потока аудио/видео.
- при перемещении ползунка в новую временную позицию воспроизводимого аудио/видео.
timeupdate
часто используется вместе со свойством объектаAudio
/Video
currentTime
, которое возвращает текущую временную позицию воспроизводимого аудио/видео в секундах. - volumechange – событие происходит каждый раз при изменении громкости воспроизводимого потока видео/аудио.
Это событие происходит, при:- увеличении или уменьшении громкости;
- отключении или включении звука.
- waiting - событие происходит, когда видео останавливается для буферизации.
Разные события
- toggle - событие происходит, когда пользователь открывает или закрывает элемент
details
. Элементdetails
предназначен для создания дополнительных сведений, которые пользователь при необходимости может просматривать или скрывать. - wheel - событие происходит при прокручивании колеса мыши вперёд или назад над элементом.
Задания
- Является ли событие "Нажатие клавиши на клавиатуре (
onkeypress
)" сложным? И если является, то в результате, каких простых событий оно возникает? - Например, у Вас есть 2 элемента
р
и пользователь перемещает мышку с области, принадлежащей одному элементур
, на область, принадлежащую другому элементур
. То, какие в этом случае возникают события, и какие элементы их генерируют?
А как можно отличить закрытие вкладки/браузера от перезагрузки страницы?
Задача в том, чтобы отправлять серверу команду только если вкладка действительно закрывается.
Если я правильно понимаю при перезагрузке страницы сначала возникают beforeunload и unload и только потом документ загружается.
— Google Chrome, Версия 86.0.4240.111,
— Opera, Версия:72.0.3815.320,
при обновлении страницы не возникает события unload
В FireFox, Версия 83.0 — все наоборот при обновлении возникают оба (beforeunload и unload) а при закрытии только beforeunload.
Таким образом можно отличить обновление страницы от закрытия.
ie и safari пока не тестировал.
То-есть по большому счету и клавиши можно не отслеживать.
Может кому-то будет полезно.
Открываю страницу в Chrome, а затем перезагружаю. Событие unload возникает:
JS (vue)
Ну и соответственно evlist.php:
ну и смотрим содержимое файла events.log
Основная задача — убить PHP сессию по закрытию пользователем сайта.
Документация по PHP говорит примерно следующее:
«Когда мы делаем session_start(); если PHP получает куку — возобновляет сессию, не получает куку, — то стартует новую сессию и отдает клиенту куку с PHPSESSID.
Чтобы кука стала сессионной (до закрытия браузера) делайте session_set_cookie_params(0);
перед каждым session_start().»
Может оно конечно и работает так как говорит документация, может чтобы оно работало надо Целиком Браузер закрыть.
Но все же мы усиленно используем вкладки, а вот на закрытие вкладки оно у меня пока не заработало так, как написано.
Мне надо отдавать бэкэнду команду только при закрытии вкладки.
сделал вот так.
задумка такая. при вызове экранной клавиатуры на iOS, сдвигается окно. нажав кнопку «готово» (done) клавиатура убирается, у элементов input фокус убирается, но окно не возвращается в прежнюю позицию. попробовал отследить событие blur у input и если элемент без фокуса — вернуть скролл окна в старое положение. через event blur не получилось, попробовал через event.relatedTarget. он дает Null если нажата кнопка «готово».
Пытаюсь в форму с несколькими input добавить обработчик события blur. Задача такая — если все поля без фокуса, выводим сообщение.
Этот скрипт не срабатывает. Если заменить 'form' на 'input', то работает некорректно. при переходе от одного поля к другому срабатывает условие, хотя второе поле становится в фокусе. Таймер тоже не помогает. Как сделать, чтобы условие отрабатывалось только когда все элементы input без фокуса?
В этом году выходит ES6 (там будут классы начледование как в настоящем ООП) и сразу после него Ангуляр 2, планируешь делать уроки по ним?
Уроки по ECMAScript 6 планирую в виде нового раздела в категории, посвященной изучению JavaScript.
Про Angular 2 писать пока не собираюсь, возможно, позже, когда завершу начатые разделы.