Инструкции в JavaScript и их отличие от выражений

В этой статье мы изучим что такое инструкции и чем они отличаются от выражений. Кроме этого разберём как создавать однострочные и многострочные комментарии в JavaScript.
Программа на JavaScript
Программы на JavaScript состоят из инструкций. Одна инструкция может располагаться из нескольких строчках.
// инструкция if
if (true) {
console.log('Привет, мир!');
}
Кроме этого на одной строчке может находиться несколько инструкций, если они разделены друг от друга точкой с запятой:
let a = 5; let b = 6; let c = a + b;
В HTML, JavaScript программы выполняются веб-браузером.
JavaScript инструкции состоят из: значений, выражений, ключевых слов и комментариев.
Например, эта инструкция говорит браузеру установить в качестве содержимого страницы <h1>Привет, мир!</h1>
:
document.body.innerHTML = '<h1>Привет, мир!</h1>';
Так что же такое инструкция и чем она отличается от выражения?
Инструкции
В JavaScript есть выражения (на английском expressions). Выражение как уже мы отмечали раньше – это всегда то, что возвращает значение.
Например, выражением является операция присвоения переменной значения:
num = 77
Инструкция (на английском statement) в отличие от выражения – это всегда то, что выполняет определённые действия.
Примеры инструкций:
// создание переменных
let x;
const obj = { y: 5 };
// условная инструкция if
if (x === obj.y) {
console.log('x равно obj.y');
}
// цикл
for (let i = 0; i < 3; i++) {
console.log('значение i: ' + i);
}
Здесь 4 инструкции, каждая из которых выполняет определённые действия:
let x;
– это инструкция, которая выполняет определённые действия; в данном случае создаёт переменную с помощью ключевого словаlet
;const obj = { y: 5 };
– это инструкция, в которой мы создаём переменнуюobj
с помощью ключевого словаconst
и присваиваем ей объект, содержащий одно свойство;if
– это инструкция, которая выполняет действия в фигурных скобках, если условие, указанное в круглых скобках истинно;for
– это инструкция, которая выполняет код в фигурных скобках много раз, в данном случае 3 раза.
Инструкции в JavaScript следует завершать точкой с запятой. Поэтому здесь после первой и второй инструкции поставлены точки с запятой. Блоки кода в условных конструкциях и циклах, которые заканчиваются фигурной скобкой не требуют после себя точку с запятой.
Кроме этого, инструкции также желательно размещать на разных строках.
Наличие точки запятой в конце позволяет очень просто отличить инструкцию от выражения. Исключением здесь является то, что точка с запятой не требуется после закрывающей фигурной скобки.
Но точку с запятой можно опускать в JavaScript, если указывать инструкции на разных строчках. То есть код, приведенный выше можно переписать так:
let x
const obj = { y: 5 }
if (x === obj.y) {
console.log('x равно obj.y')
}
for (let i = 0; i < 3; i++) {
console.log('значение i: ' + i)
}
Обратите внимание, что внутри блоках кода if
и for
тоже указаны инструкции. Но эти инструкции являются выражениями, так как они возвращают значения. То есть выражение в JavaScript может быть инструкцией, но инструкция выражением нет.
Например, строка – это выражение. Но посредством добавления к ней точки с запятой, мы её конвертируем в инструкцию:
'моя строка';
'use strict';
Первая инструкция не имеет какого-то определённого смысла, интерпретатор её просто выполняет. Следующая инструкция 'use strict'
включает строгий режим в JavaScript.
Пример выражения, конвертированного в инструкцию:
let a = 7;
let b = 11;
let c;
c = a + b;
В этом примере на 4 строчке выражение c = a + b
будет являться инструкцией, так как мы к нему добавили точку с запятой. Но если бы мы даже этого не сделали, то это выражение не перестало быть инструкцией. Так как это выражение располагается на отдельной строчке. А как мы знаем, в этом случае точку с запятой можно опускать. Но при этом это выражение не перестало возвращать значение, так как выражение всегда возвращает значение. Но также оно является инструкцией, и это означает, что это выражение выполнится отдельно от других.
Ключевые слова и идентификаторы
Ключевые слова – это зарезервированные слова, которые являются частью синтаксиса языка программирования. Например:
const a = 'hello';
В этом примере используется ключевое слово const
. С помощью него мы можем создавать переменные в JavaScript.
Ключевые слова нельзя использовать для обозначения идентификаторов.
В JavaScript очень много ключевых слов. Вот некоторые из них: await
, break
, catch
, class
, const
, continue
, else
, export
, extends
, for
, function
, if
, let
, return
, static
, this
, throw
, try
, while
.
Идентификатор – это имя, которые мы можем дать переменной, функции, классу и так далее. Составлять имя мы можем из букв, цифр, нижнего подчеркивания и знака доллара.
При этом идентификатор не может начинаться с цифры, а также в качестве него нельзя использовать ключевые слова. Кроме этого, JavaScript чувствителен к регистру.
const a = 5;
const A = 7;
console.log(a); // 5
console.log(A); // 7
Комментарии
Комментарии JavaScript – это подсказки, которые программист может добавить, чтобы облегчить чтение и понимание своего кода. Они полностью игнорируются движками JavaScript.
Есть два способа добавить комментарии к коду:
//
– однострочные комментарии;/* */
– многострочные комментарии;
Однострочные комментарии
В JavaScript любая строка, начинающаяся с //
, является однострочным комментарием. Например:
name = 'Bob';
// выведем сообщение в консоль
console.log(`Привет, ${name}`);
Здесь // выведем сообщение в консоль
является комментарием.
Однострочный комментарий можно использовать ещё так:
name = 'Bob';
console.log(`Привет, ${name}`); // выведем сообщение в консоль
Многострочные комментарии
В Javascript любой текст между /*
и */
является многострочным комментарием. Например:
/* Этот комментарий
расположен на нескольких строчках */
Использование комментариев для отладки
Комментарии также очень часть используют для отключения кода при отладке. Например, если нам не нужно выполнять какую-то инструкцию, то мы можем её просто закомментировать:
myFn1();
// myFn2();
myFn3();
Это может очень ценным при отладке, потому что вместо удаления некоторого кода мы можем его просто закомментировать.
Рекомендации по именованию переменных, функций и классов
Основные рекомендации:
- имя, состоящее из одного слова, следует писать строчными буквами; например:
article
; - имя, состоящее из нескольких слов, следует писать слитно строчными буквами, кроме букв на стыке слов, их необходимо писать прописными; например:
articleTitle
; - при составлении имени, количество слов в нём не должно быть больше 3; например:
articleDatePublishedon
; - переменные не хранящие функции и свойства объектов, не являющиеся методами должны быть существительными;например:
textComment
; - массивы и коллекции значений следует задавать существительными во множественном числе; например:
lastComments
); - именовать функции и методы объектов необходимо глаголами; например:
getLastArticles
); - именование классов необходимо начинать с прописной буквы; например:
Comments
.